Verba volant, scripta manent!
Среда, 18.12.2024, 14:42
Меню сайта
Статистика
Главная » 2010 » Апрель » 4 » Все американские «проекты века» в регионе находятся под угрозой срыва
16:53
Все американские «проекты века» в регионе находятся под угрозой срыва
Все американские «проекты века» в регионе находятся под угрозой срыва.
 
Борьба за Азербайджан между США и Россией будет усиливаться 
Азербайджан - очень важный партнер Соединенных Штатов и мощная сила для поддержки мира и стабильности на Кавказе. Об этом заявил в понедельник первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стайнберг на встрече с иностранными журналистами, пишет ИТАР-ТАСС.
Дипломат напомнил, что несколько месяцев назад в Мюнхене у него состоялась беседа с президентом Ильхамом Алиевым и он во время встречи подчеркнул, насколько важное значение США придают отношениям с Азербайджаном. Впоследствии, как заметил Стайнберг, госсекретарь Хиллари Клинтон не раз говорила с азербайджанским лидером по телефону.

«Мы очень тесно работаем по широкому кругу вопросов и решительно привержены минскому процессу (урегулирования в Нагорном Карабахе)»,- сказал он.
Стайнберг в этой связи выразил признательность президенту Ильхаму Алиеву за его усилия в поддержке работы Минской группы ОБСЕ.
«Мы знаем, что эти вопросы являются сложными для всех сторон и что нам надо найти пути для преодоления имеющихся разногласий», - подчеркнул первый заместитель госсекретаря. В Вашингтоне убеждены, что «в долгосрочной перспективе более глубокая интеграция на Кавказе отвечала бы интересам всего региона».
Более того, десять конгрессменов-членов рабочей группы в Конгрессе США по Азербайджану направили письмо президенту Бараку Обаме, в котором особо подчеркивается значимость американо-азербайджанских отношений, говорится в сообщении пресс-центра МИД Азербайджана со ссылкой на посольство страны в США.

В реализации данной инициативы важную роль сыграл визит помощников конгрессменов в Азербайджан в феврале этого года.

В письме отмечается, что 907-я поправка служит препятствием для расширения стратегических партнерских отношений между Азербайджаном и США.
«Азербайджан является важным стратегическим партнером США. Располагающийся в динамично развивающемся регионе между Европой и Азией, Россией и Ираном Азербайджан, в котором преобладает мусульманское население, вот уже более тысячи лет является общим домом для евреев и христиан», - подчеркнуто в письме.

Отмечается, что Азербайджан открыл возможности для американских компаний участвовать в разработке энергоресурсов Каспия и играет ключевую роль в обеспечении глобальной энергобезопасности.

«Азербайджан одним из первых предложил свою помощь США после известных событий 11 сентября 2001 года, также принимал активное участие в миротворческих операциях в Косово, Ираке, Афганистане. Азербайджан также активно сотрудничает с США и в рамках программы по индивидуальному партнерству с НАТО», - подчеркивается в документе.

В письме перечисляются также реализуемые Азербайджаном мероприятия по восстановлению стабильности в Афганистане. Конгрессмены отмечают также значительную роль Баку в борьбе с незаконным оборотом оружия массового поражения и международным терроризмом, подчеркивают партнерские связи Азербайджана с НАТО, Евросоюзом и США.

«Введенная в 1992 году 907-я поправка, запрещающая оказание прямой помощи правительством США Азербайджану, является большим препятствием для расширения стратегических партнерских отношений между двумя нашими государствами и противоречит интересам США в регионе. Отсутствие с июля 2009 года посла США в Азербайджане также вызывает неопределенность. Являясь одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ в переговорах по мирному урегулированию армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, США должны проявлять большую активность», - говорится в тексте письма.

Начнем с того, что буквально недавно в экспертных кругах шли бесконечные разговоры о снижении интереса США к Южному Кавказу. Эксперты придерживались того мнения, что приоритеты внешней политики США относительно региона существенно изменились, причем по объективным причинам.
Сегодня, мол, официальный Вашингтон делает основной упор на окончательное решение иракской проблемы и достижение военного успеха в Афганистане. США также сосредоточились на решении иранского ядерного досье. Так, что администрация Барака Обамы не ставит основным приоритетом Южный Кавказ, как это делали предыдущие администрации. Одним словом, активного участия официального Вашингтона в делах Южного Кавказа можно ожидать только после того, как американские вооруженные силы будут полностью выведены из Ирака и Афганистана, то есть после 2020 года.

С другой стороны, одним из факторов снижения интереса США к Южному Кавказу называется наличие в самих Штатах внутренних проблем - им сегодня не до Кавказа.
И, наконец, нашлись такие, которые, считают, что США уступили Южный Кавказ России.

Действительно, нельзя не согласиться с тем, что сегодня Афганистан и Ирак уносят чрезвычайно много ресурсов США. Учитывая, что территория Южного Кавказа, в общем, Азербайджана в частности, является маршрутом коммуникационного сообщения с Афганистаном и Центральной Азией, можно констатировать геостратегическую значимость региона для США.
Безусловно, если бы сотрудничество США с Россией получило развитие, значение не только Южного Кавказа, но и Турции снизилось бы. Но этого не произошло, и приоритеты США в отношении Южного Кавказа в этом плане остались неизменными: военно-транзитные функции региона сохраняют свою значимость.

Бесспорно, приоритеты изменились в другом. Сегодня США экономические задачи, связанные с добычей и транспортировкой нефти и газа, стараются рассматривать обособленно и менее политизировать эти функции. Совершенно очевидно, что США сохранят свой контроль над главными энергетическими коммуникациями региона и созданным американо-британскими усилиями гигантским энергетическим комплексом в Кавказско-Каспийском регионе.
Кроме стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, регион интересует многие государства в качестве транзитного пути «голубого топлива». «Набукко» и «Южный поток» выступают главными конкурентами в этом споре. Согласно последней информации, пока побеждает российский проект.
Поэтому западное сообщество в лице Вашингтона делает все, чтобы сохранить свое влияние на Южном Кавказе, при этом, пытаясь снизить уровень конфронтации в глобальном и локальном формате с Россией.

Обращает на себя внимание то, что за прошедший месяц Южный Кавказ и, в частности, Азербайджан друг за другом посетили первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг и заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс.

Проблема заключается в том, что, несмотря на то, что ни США, ни Россия публично об этом не заявляют, но все же между двумя странами разгорается очередная «большая игра». По крайней мере, факты свидетельствуют о том, что крупные мировые державы в лице США и России постепенно усиливают борьбу за Южный Кавказ.
Безусловно, эти две страны имеют свои стратегические интересы в этом регионе. США используют Южный Кавказ для дальнейшего сокращения сферы влияния России и блокирования Ирана, который граничит с регионом. Они также рассматривают Южный Кавказ как базу материального обеспечения для проведения военных операций в Афганистане. Для Вашингтона не менее важно ускоренными темпами освоить нефтегазовые ресурсы в Каспийском море, а затем начать транспортировать их через Южный Кавказ в Европу в обход России. Это, по мнению США, позволит им уменьшить зависимость от нефти Персидского залива и обеспечить американские стратегические интересы с глобальной энергетической точки зрения. Россия в свою очередь
рассматривает Южный Кавказ как свою традиционную «сферу влияния» и не может допустить того, чтобы этот регион попал под влияние других стран. Южный Кавказ нужен России для защиты собственных территорий от возможного нападения со стороны США и НАТО. России необходимо учесть общую ситуацию на Северном и Южном Кавказе.
При этом ясно, что сегодняшний расклад в регионе такой, что Азербайджан наиболее привлекателен для США и России не только своими богатыми нефтегазовыми ресурсами, но и важным геополитическим расположением в регионе. В последние годы в целях обеспечения безопасности энергетической стратегии США и европейские страны стремятся к поиску новых источников и каналов транспортировки нефти и газа. Сдача в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-кавказского газопровода изменила бывшую схему транспортировки нефтегазовых ресурсов в Центральной Азии и на Южном Кавказе и предоставила США и западным странам контролируемые ими каналы для приобретения нефтегазовых ресурсов. Кроме того, США активно используют важное геополитическое расположение Азербайджана для осуществления своей политики в отношении Ирана и Афганистана. В связи с этим США постоянно укрепляют отношения с Азербайджаном. Россия в свою очередь углубляет отношения дружбы и стратегического партнерства с Азербайджаном в рамках СНГ, Конференции Каспийского экономического сотрудничества и других международных организаций. В качестве одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ Россия играет ведущую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, который больше всего беспокоит Азербайджан. Кроме того, Россия также сохраняет тесное сотрудничество с Азербайджаном в энергетической области. Через Азербайджан Россия укрепляет и союзные отношения с Ираном. Так что борьба за Азербайджан между США и Россией еще больше будет усиливаться.
Выиграет и проиграет от этого Азербайджан, покажет время.

Нельзя забывать о том, что укрепление американских позиций на Южном Кавказе является одним из основных элементов глобальной стратегии США. Азербайджан рассматривался и рассматривается американским руководством в качестве ключевой страны в регионе, способной внести необходимый вклад в достижение Соединенными Штатами своих целей. Поэтому Вашингтон проводит такую политику, которая соответствует государственным интересам США в Азербайджане. К примеру, в Вашингтоне не раз отмечалось, что важнейшую роль в будущих действиях России и ответных шагах Запада сыграют энергоресурсы. А с этой точки зрения администрация США не может не придавать особого значения сотрудничеству с Азербайджаном. США готовы вносить свой вклад в процесс скорейшего урегулирования армяно-азербайджанского конфликта как сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Вашингтон выступает за позитивные продвижения в решении нагорно-карабахского конфликта и нормализации армяно-турецких отношений. США неоднократно заявляли, что и на дальнейших этапах процесса будут придерживаться той же позиции. Основная же проблема в отношении США и Азербайджана заключается в том, что в Вашингтоне есть достаточно желающих использовать Баку в различных геополитических играх, как против Ирана, так и против России.

Дело в том, что как показали последние события, США не имели последовательной политики в этом регионе и в основном сосредоточились на краткосрочной выгоде для себя. Конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии остаются для Вашингтона самыми важными проблемами на Южном Кавказе. Но в то же время США основывают свою политику на предположении, что Россия продолжит свое активное присутствие на этих территориях в обозримом будущем.
То есть США считают Южный Кавказ зоной своих первоочередных интересов, в то же время понимают, что без определенных гарантий России, которая играла и играет немаловажную роль как в разжигании, так и «урегулировании» конфликтов, обойтись не удастся. Если раньше позиция России в отношении региона была более-менее внятной и предсказуемой, то в последнее время Москва четко определилась в собственной политике по Южному Кавказу. А несовпадение интересов всех играющих на этом пространстве, с одной стороны, и непрекращающиеся попытки замены российского присутствия - с другой, не то что решают, а наоборот, все больше «замораживают» конфликты.

То есть все американские «проекты века» в регионе, так или иначе находятся под постоянной угрозой срыва. Учитывая, что Южный Кавказ является территорией транспортировки энергоносителей, Вашингтон заинтересован в быстрейшем урегулировании конфликтов на Южном Кавказе.
Что касается Азербайджана, то страна, как говорится, является «незаменимым звеном в снижении энергетической зависимости Европы от Москвы», поскольку только она располагает трубопроводами, по которым каспийская нефть и газ идут в обход России, через территорию Грузии и Турции. В Вашингтоне понимают, что Азербайджану до сих пор удавалось соблюдать тонкий баланс интересов между Россией и Западом. К примеру, в рамках такой политики азербайджанские военные проходят подготовку в НАТО, но страна не торопится стать членом этого альянса. И Вашингтон не старается надавить на страну в этом вопросе. Ведь Азербайджан не только поставщик энергии, он является транспортным и транзитным пунктом энергетических поставок. Учитывая все это, Азербайджан, разделяющий границы с Россией, Ираном, Турцией и через Каспийское море - с Центральной Азией, возможно, для США более важен, чем его кавказские соседи - Грузия и Армения. Азербайджан является единственной реально незаменимой страной в восточно-западном коридоре, связывающем Европу и Турцию с Центральной Азией.

Пока же в целом за счет своего энергетического ресурса и важного геополитического местоположения Азербайджан чувствует себя уверенным и считает, что благодаря этому
может позволить себе быть независимым в своей внешней политике. Баку осмеливается не следовать всем инициативам США, а предпочитает их обдумывать. Нынешнее положение Азербайджана пока позволяет ему принимать более-менее независимые решения, а не пытаться угодить одной из сторон. Но, несмотря на это, у Вашингтона с Баку пока проблем нет.
VESTI.AZ
Тогрул Велиханлы
Просмотров: 796 | Добавил: Niavaran | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту


Архив
Друзья сайта
  • Azerbaijan
  • My Azerbaijan
  • ATC
  • Karabakh War
  • Karabakh Doc
  • Justice for Khojaly

  • MyAzerbaijan.ORG - Электронная библиотека по Азербайджану

    İRS-Наследие. Международный Азербайджанский Журнал

    Информационно-аналитический портал Www.Gulustan.Ws
    Copyright MyCorp © 2024