Кто стрелял?
Встреча президентов Азербайджана и Армении в Санкт-Петербурге для многих была неожиданностью. Приблизительно за 1-2 недели до этого президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью журналистам четко сказал, что официальный Баку не будет продолжать переговоры, ради изображения видимости диалога. Азербайджан ждал конкретный ответ на вопрос – принимает ли Армения обновленные мадридские предложения. На вопрос планируется ли встреча с Сержем Саркисяном, Ильхам Алиев кратко ответил, что готов к встречам, главное было бы, что обсуждать. И вот через неделю после этого состоялась встреча в Санкт-Петербурге. Ее организатором была Россия. И конечно когда Москва приглашает отказаться от трудно. Подробности встречи остались неизвестными. Некоторые политологи пытаются сделать выводы исходя из стандартного набора фраз о погоде высказанных Дмитрием Медведевым и Сержем Саркисяном. Но думается, что это весьма зыбкая основа для прогнозирования. По окончанию встречи пресс-секретарь президента России заявила о том, что Азербайджан и Армении подтвердили свою приверженность мадридскому процессу, президенты двух стран поручили министрам иностранных дел продолжить работу в этом направлении. Пресс-служба президента России также подчеркнула, что стороны сблизили свои позиции в рамках мадридского процесса. Примечательны также и другие детали. С сопредседателями Минской группы ОБСЕ первым встретился Ильхам Алиев. Эта встреча была не продолжительной, и по ее окончанию было заявлено, что в июле посредники посетят регион. Серж Саркисян встретился с сопредседателями лишь на следующий день. Эта встреча продолжалась намного дольше. Интересно, что после этой встречи с сопредседателями отдельно встретился и министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Отсюда можно сделать вывод, что посредникам было важнее встретиться с армянской стороной. Это и понятно – на обновленные мадридские предложения должен ответить именно официальный Ереван. Примечательно, что по итогам переговоров азербайджанский МИД выступил с заявлением, в котором подчеркивалось, что армянская сторона должна занять конструктивную позицию. Но при этом азербайджанский МИД не стал по традиции настаивать на том, чтобы армянская сторона дала ответ на обновленные мадридские предложения. И вообще сам дух заявления был спокойным. Из всего этого можно сделать выводы, что армянская сторона дала ответ на обновленные мадридские предложения. Этот ответ если не полностью, то, как минимум частично устроил Азербайджан. Безусловно, в этом есть роль России. В течении последних лет от России и Турции исходит львиная часть инициатив в процессе карабахского урегулирования. США и Франция в качестве сопредседателей выглядят очень блекло на фоне активности Москвы, которая проводит важные консультации с Анкарой. Инициатива проведения очередной встречи Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна явно принадлежит Москве. Причем, с учетом встречи Серж Саркисяна и Дмитрия Медведева в Ростове, российская сторона хорошо подготовилась к очередному раунду переговоров. Можно предположить, что после настойчивого требования Ильхама Алиева Москва смогла сделать так, чтобы у президентов Армении и Азербайджана были конкретные вопросы на повестке дня. Старания России понятны. Москва на фоне визита министра обороны США Роберта Гейтса в Баку, а также предстоящей поездки Хиллари Клинтов в Грузию и Азербайджан дает всем понять, что Южный Кавказ остается ее сферой влияния. Россия демонстрирует, что она способна выступать с мирными инициативами в этом регионе. Кроме того, Москва вынуждена предпринимать подобные шаги, так как понимает, что в обратном случае Азербайджан может вновь начать искать пути урегулирования конфликта на Западе. До прихода к власти Барака Обамы официальный Баку очень часто искал поддержку для урегулирования карабахского конфликта в Вашингтоне. Но президентство Барака Обамы, его отношению к Азербайджану в частности и Южному Кавказу в целом заставило официальный Баку поменять ориентиры. Сейчас с визитом Гейтса и предстоящей поездкой Клинтон ситуация может измениться. В Москве пытаются предотвратить эти изменения. Все это создало бы оптимистический ореол вокруг переговорного процесса если бы не события, которые происходили в то же время на линии фронта. В день встречи президентов армянами на линии фронта был убит азербайджанский военнослужащий. Азербайджанские СМИ не стали раздувать эту информацию. Однако через 2 дня на линии фронта произошло более крупное боевое столкновение в ходе, которого по официальным сообщениям погиб 1 азербайджанский военнослужащий. Армянская сторона заявила, что в результате столкновения погибли 4 военнослужащих, столько же ранено. Отметим несколько деталей. Армянская сторона очень редко информирует о погибших на линии фронта, причем это не зависит от числа жертв. То, что армянская сторона весьма бурно на это отреагировала, причем сделала это на уровне президента и министра иностранных дел свидетельствует о попытке начать кампанию. Ответить на вопрос кто инициировал столкновение, будет легко, если мы ответим на вопрос кому выгодно в данной ситуации нарушение перемирия. Азербайджан выбрал мирный путь урегулирования. Да Баку часто говорит о возможности военного пути решения конфликта. Но этот путь явно не проходит через нарушение режима прекращения огня в конкретно взятом направлении. Наоборот сейчас режим прекращения огня выгоден Азербайджану. В Баку понимают, что раненные и убитые на карабахском фронте скажутся на отношении армянского общества к ходу мирных переговоров и отдалять реализацию мадридских предложений, а именно освобождение территорий. В случае с Арменией все обстоит наоборот. Серж Саркисян, даже согласившись на мадридские предложения, не может объявить об этом вслух. В Армении этого не поймут, а его политические оппоненты попытаются воспользоваться подобным решением правящего режима. Нарушение режима прекращения огня для Саркисяна может стать основанием для того, чтобы отказаться от афиширования своего принятия мадридских принципов. В любом случае это будет затягивать процесс, что также выгодно Армении. Кроме того, необходимо учитывать, что нарушая режим прекращения огня, армянская сторона пытается создать видимость того, что мнение карабахского режима отличается от позиции Армении. Тем самым официальный Ереван хочет создать основу для того, чтобы создать базис для вовлечения сепаратистского режима в процесс переговоров. Армения прекрасно понимает, что Азербайджан на переговоры в этом формате не согласится, а это будет означать замораживание мирного процесса. Но есть и другая вероятность. Может быть, что определенные круги в армянском генералитете подобным образом пытаются сорвать мирные переговоры. Это наихудший из вариантов. В этом случае становится ясно, что Серж Саркисян не является человеком, способным принять и реализовать решение о мире. Отсутствие у Саркисяна права решающего слова означает, что любые переговоры с ним бессмысленны. Analitika.az
|