Четыре причины упорства официального Еревана: послесловие к алматинской встрече глав МИД Азербайджана и Армении
17 июля в бывшей столице Казахстана Алматы в рамках неофициального заседания СМИД ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и Армении Эдварда Налбандяна с участием глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы. Россию и Францию представляли министры, соответственно Сергей Лавров и Бернар Кушнер, а США - заместитель госсекретаря Джеймс Стейнберг. Во встрече приняли участие также сопредседатели МГ ОБСЕ. Как и предполагалось многими аналитиками, и эта встреча не стала прорывной. Комментируя ее результаты, Э.Мамедъяров сказал журналистам: "К сожалению, глава МИД Армении не дал возможности принять совместное заявление, поскольку выразил несогласие по некоторым вопросам. Поэтому было принято заявление министров трех стран-сопредседателей". Он подчеркнул, что "если Армения выведет на первом этапе свои войска, с этого дня все границы и дороги, коммуникации будут открыты". В то же время, Эльмар Мамедъяров выразил сомнение в стремлении Армении урегулировать армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт: "В ходе переговоров согласовываемые вопросы откладываются в сторону и переходят к другим вопросам. А мы после двух встреч вновь возвращаемся к тем же вопросам. И поэтому лично у меня сложилось такое мнение, что Армения не хочет продвижения в переговорах, возобновления стабильности".
Главы делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором они напомнили сторонам об их обязательстве прийти к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в заключительном Хельсинкском акте, в частности: воздержание от угрозы силой или ее применения, территориальная целостность государств, а также равные права и самоопределение народов.
Они подтвердили, что элементы, сформулированные президентами России, Франции и США Дмитрием Медведевым, Николя Саркози и Бараком Обамой 10 июля 2009 года в итальянской Аквилле и повторенные 26 июня этого года в Маскоке, должны быть основой любого справедливого и прочного урегулирования конфликта. Предлагаемые элементы представляют собой единое целое, и любая попытка выделить несколько элементов из них сделает невозможным достижение сбалансированного решения.
Обращает внимание, что державы-сопредседатели Минской группы каждый раз подчеркивают, что мирное урегулирование конфликта лежит через выполнение принципов, содержащихся в заключительном Хельсинкском акте. Вряд ли это добавляет оптимизма армянской стороне, постоянно апеллирующей к прецедентам (Косово, Южная Осетия и Абхазия), которые как раз таки осуществлялись в нарушение этих принципов. Выступать против великих держав и всего международного сообщества они не осмеливаются, вот и пытаются затянуть переговоры, замотать их, надеясь не мытьем, так катанием, если и не сейчас, то в будущем добиться легализации сецессии Нагорного Карабаха и присоединения его к Армении. Пока же армянские политики и идеологи подбадривают себя и собственное население, которое в условиях переговорного тупика справедливо опасается возобновления военных действий. В Армении сожаление, выраженное в заявлении глав МИД стран-сопредседателей Минской группы в связи с серьезным вооруженным инцидентом, произошедшим 18-19 июня 2010 года, и предостережение от силовых действий, интерпретировали как то, что Азербайджану якобы показана "желтая карточка”. В действительности же весь дух этого заявления является предостережением Армении, которая саботирует переговоры и может в результате остаться без поддержки своих традиционных покровителей, лицом к лицу с Азербайджаном. Ведь самостоятельно Армения, в силу своего ограниченного демографического и экономического потенциала, противостоять Азербайджану и рассчитывать на успех в долгосрочном плане не может. Это хорошо понимают дальновидные политики и в самой Армении. Так, выступая на 16-м съезде АОД, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян сразу же по следам встречи в Алматы сказал: "Если какая-либо политика не основана на фактах, то от нее можно ожидать всего, кроме политики". По его мнению, власти Республики Армения сегодня используют последние дипломатические возможности, однако не исключено, что в случае затягивания решения конфликта ситуация может выйти из-под контроля. "Если не Армения, то Азербайджан не может не иметь в своих расчетах решения проблемы путем войны", - заявил Левон Тер-Петросян, отметив, что Армения бы думала так же, если бы она была стороной, теряющей территории. Экс президент отметил, что он "не против сохранения статус-кво", но власти Армении должны ответить на один вопрос: каким образом они собираются прекратить продолжающуюся эмиграцию, которая ведет к обезлюдению страны?
Факты же говорят о том, что с каждым годом демографическое, геополитическое, финансово-экономическое, а в последнее время и военное превосходство Азербайджана над Арменией увеличивается. Может возникнуть вопрос: если это так, то зачем армянская сторона тянет время, которое на данном этапе работает не в ее пользу? На мой взгляд, тому есть четыре причины.
Первая из них заключается в нынешних правителях Армении, которые пришли к власти на волне карабахского конфликта и свергли в свое время президента Левона Тер-Петросяна, склонявшегося к миру на основе компромиссов. Роберт Кочарян и сменивший его Серж Саргсян обещали легализовать отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана. Но в действительности лишь загнали ситуацию в тупик. Армения потеряла для мира и своего развития более десяти лет, но сам карабахский клан несказанно обогатился. Они понимают, что, согласившись на мир без однозначного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха в угодном им духе, нужно будет держать ответ перед собственным народом за множество преступлений. Опасаются правители Армении выпестованных ими самими националистов-фанатиков и радикалов, готовых в любое время обратиться к террору.
Второй причиной является существующий в Армении образ мышления, переходящее в упрямство упорство, неумение соизмерять свои претензии и желания с реалиями, самоослепление национальным мифотворчеством. Широким массам армянского населения внушили, что захваченные азербайджанские территории являются "освобожденными" и с исторической и правовой точки зрения должны принадлежать им. То, что мир воспринимает ситуацию совершенно по иному, попросту отторгается замутненным многолетней пропагандистской обработкой армянским массовым сознанием. Третьей, и, возможно, решающей причиной являются колебания России, сохранявшей на протяжении всего периода карабахского конфликта решающее влияние на его ход. Москва, с одной стороны, демонстрирует заинтересованность и повышенную активность в процессе мирного урегулирования. А с другой стороны, не торопит события, надеясь вырвать у Азербайджана максимум уступок, как для патронируемых ее армян, так и для себя. Россию, видимо, насторожило восстановление после кратковременной размолвки стратегического союза Баку с Анкарой, а также отношения, которые развивает Азербайджан с США и Израилем. Четвертой причиной является сгущающаяся напряженность вокруг Ирана, непосредственно граничащего с зоной карабахского конфликта. Июль-август могут стать критическим периодом в плане возможного нанесения воздушного удара по ракетно-ядерной инфраструктуре ИРИ. Если это случится, то региональная геополитика существенно изменится, и последствия ее трудно прогнозируемы. Это тоже могло подвигнуть Москву повременить с решениями в отношении карабахского урегулирования, чтобы не утратить рычаги давления на обе стороны конфликта в условиях существующей неопределенности и намерения США утвердиться в регионе под флагом борьбы с ядерными амбициями Ирана. Еревану это на руку, как возможность оттянуть неизбежное освобождение азербайджанских территорий. Все эти причины объединяет расчет армян на нетерпеливость азербайджанцев. Они ждут наших ошибок, кризиса, подобного началу 90-х годов, который позволил им оккупировать территории Азербайджана. Армянские радикалы говорят, что и тогда Азербайджан объективно был сильней, но победили, воспользовавшись временным хаосом в республике, именно армяне. Не дать им такой шанс снова, максимально эффективно реализовать объективное свое превосходство для Азербайджана - самое главное.
Переговорный процесс хотя и не привел к результатам, но, тем не менее, продолжается. Выходить из формата переговоров, которые ведутся при посредничестве Минской группы, на данный момент было бы ошибкой. Это ведь не мешает нам повышать мощь вооруженных сил, одновременно используя высокую заинтересованность мировых держав в сотрудничестве с Азербайджаном в сфере энергетики и безопасности, наращивать дипломатическое давление на Армению. Во второй половине августа анонсирован визит президента РФ Дмитрия Медведева в Армению. Если ничего чрезвычайного в связи с Ираном не произойдет, а ситуация в регионе не претерпит радикальных изменений, то Москва может побудить режим Саргсяна занять более конструктивную позицию и снять свои требования, которые стали препятствием на пути к миру.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ также планируют посетить регион в сентябре текущего года. Последние шаги на пути мирного урегулирования карабахского конфликта даются с большим трудом. Азербайджан ясно дал понять, что задача восстановления территориальной целостности страны будет решена, и для всех будет хорошо, если это случится в результате переговоров, без обращения сторон к силе.
Day.az
|