Вспомнить, подумать... - Исмаилия
Одним из самых красивейших зданий Баку является Исмаилия. Нескольких стилей и направлений... Такое возможно только в Баку. Проект составлен в 1907 г., закладка произведена 21 декабря 1908 года, строительство закончено в начале 1913 г. Здание «Исмаилийе» построено в стиле «венецианской готики». А чтобы подчеркнуть принадлежность здания к мусульманскому благотворительному обществу, по основному и боковым фасадам здания большими золотыми буквами были высечены следующие изречен «Человек возвышается трудом, и только трудом он может достичь цели» «Труд сотворил человека» «Человек должен стремиться к знаниям от рождения до смерти» «Мусульмане, ваш век умирает с вами. Готовьте своих потомков для будущего» «Стремитесь к знаниям, как бы ни был далек этот путь». Эти изречения высек на стенах здания известный каллиграф Мирза Асадулла Хилал. Участок под здание общества «Исмаилия» занимал в структуре улицы выгодную в планировочном отношении позицию, но ответственную в архитектурном аспекте. По соседству с участком «Исмаилии» уже высилось великолепное здание женской школы, а заданное архитектурное лицо улицы требовало создания выразительного сооружения. Когда были вывешены чертежи будущего здания «Исмаилийе», автор проекта архитектор Плошко признался, что он давно мечтал возвести в центре Баку грандиозный дворец, украшенный азербайджанским орнаментом. Сейчас исполняется его заветная мечта, и он бесконечно благодарен Ага Мусе Нагиеву. А архитектор Исмаилии был Юзеф Плошко Со временем он займет должность городского архитектора Баку. Об этом замечательном архитекторе, построившим множество красивейших зданий города Баку можно много писать отдельно. Замечу только, что он архитектор Собора Девы Марии, на месте которого потом построили клуб Джержинского. Дворец Ка Доро. формы этого дворца, архитектурные детали принесли в наш город. Дворец Ка Доро находится в Венеции, в нем размешается Галерея Франкетти. Дворец этот находится на Большом канале (водный путь, который пересекает город на всем его протяжении). Свое название Ка Доро (Золотой дом) дворец получил, благодаря золотому декору и многоцветному мрамору. Дворец за время своего существования (с 1430 г.) сменил многих владельцев, пока не попал к известному коллекционеру Джорджу Франкетти. Он реставрировал его в 1915 году и отдал в дар городу вместе с коллекцией живописи и скульптуры. И вот архитектуру этого дворца воплотил Юзеф Плошко в здании «Исмаилия». Первая работа Плошко в Баку – монументального характера – «Исмаилия» - сразу выдвинула его в первые ряды в городской архитектурной среде. В самом низу здание в Венеции, формы которой вдохновили архитектора. В середине один из будущих проектов Исмаилии, отклоненный. В самом верху воплощение идей архитектора и то чем мы гордимся сегодня. Сквер, расположенный у самой крепостной стены, формировался поэтапно. Еще в 1922 году в сквере, созданном по проекту архитектора Г.Алескерова, был установлен памятник великому азербайджанскому сатирику Сабиру (скульптур Я.Кейлихес, архитектор Я.Сырыщев), который характеризовался каменным масштабом и располагался вблизи от средневековой стены. В 50-е годы участок сквера значительно расширился, и территория его была дополнительно благоустроена и озеленена. Возникла необходимость в создании нового памятника поэту, который и был установлен в 1958 г. (скульптор Д.Карягды, архитектор Г.Али-заде и Э.Исмайлов) в центре сквера."
ИСТОРИЯ
Интересна история сооружения здания «Исмаилийе» - предназначенного для мусульманского благотворительного общества. Сын миллионера Мусы Нагиева - Ага Исмаил - заболел чахоткой. Доктор Мамед Рза Векилов повез больного парня в Швейцарию. После продолжительного лечения ему стало немного лучше. Они вернулись в Баку. Спустя некоторое время Ага Исмаил скончался. Каждый год, в канун праздника Новруз-байрам, Тагиев накрывал в одном из залов своей женской школы праздничные столы. Три дня двери роскошного зала «в арабском стиле» были гостеприимно распахнуты для каждого желающего. Как- то после смерти Ага Исмаила собрались в этом зале несколько известных ахун-дов, кази и уважаемых людей города, в том числе Мир Магомед Керим, и Ахунд Мир Абутураб. Посоветовались они с Гаджи и решили заставить Ага Мусу взять на себя строительство здания для благотворительного общества. Улучив момент, Гаджи Зейналабдин спрашивает: «Ага Муса, да будет земля пухом Ага Исмаилу. Хочешь увековечить имя своего сына!» «Конечно хочу», - отвечает Муса. Гаджи Зейналабдин говорит: «У мусульманского благотворительного общества нет своего здания, а, превосходное место, чуть ниже здания женской школы, которую я построил, - пустует. Построй здесь дом, Назовем его «Исмаилийе». Тогда имя твоего несчастного сына не исчезнет из нашей памяти. Хочешь, Ага Муса!» Муса Нагиев воодушевился:«Что ж, это предложение. Согласен». Закладка фундамента здания прошла очень торжественно.
Почти весь город присутствовал на этой церемонии. Сюда пришли именитые люди Баку, нефтепромышленники, представители городской управы, градоначальник, губернатор, интеллигенция. Звучали речи, поздравления, напутствия. Бакинский кази, Ага Мир Магомет Керим, прочел суру из Корана, восславил императора и членов царской фамилии, вспомнил добрыми словами родителей Мусы Нагиева. Золотой брусок с выгравированной датой начала строительства положили в стальную шкатулку, запечатали ее и уложили в фундамент. Верблюжьи караваны, арбы, запряженные тяжеловозами, с утра до поздней ночи возили камень из местечка «Гызыл гая». Кто обтесывает каменные глыбы, кто мешает раствор, кто ведет кладку-Проект, разработанный талантливым архитектором на бумаге, постепенно оживал и воплощался в каменную симфонию, подлинный венец настоящего искусства. В те дни с людских уст не сходили имена искусных каменщиков - уста Ганифа, уста Гаджи Аббас, уста Гаджи Хейрулла, Кербелай Мирза Солтан, Салман Ата - чьи пальцы оживляли суровый камень, превращая его в диковинные цветы, узоры, затейливый орнамент, сложное сплетение красочных узоров. Великолепное «палаццо Исмаилии» очень пластично и хорошо прорисовано. Оно представляется гармоничным художественным произведением, вызывающим сильные эмоции и восхищение мастерством зодчего и искусством каменщиков, воплотивших в материале подлинную архитектурную симфонию.
Н. Гасанова.
|