Азербайджан и Грузия вынуждены увеличивать военные расходы - - 21 Августа 2010 - ..:DAYS.TK:..
Verba volant, scripta manent!
Суббота, 10.12.2016, 05:01
Меню сайта
Статистика
Главная » 2010 » Август » 21 » Азербайджан и Грузия вынуждены увеличивать военные расходы -
11:01
Азербайджан и Грузия вынуждены увеличивать военные расходы -
Азербайджан и Грузия вынуждены увеличивать военные расходы
 
Подписанное сегодня в Ереване соглашение о продлении срока дислокации российской военной базы в Армении до 2044 года, на самом деле не создало новой повестки дня. Аналогичное соглашение между двумя странами существовало еще с 1995 года, и после распада СССР Россия взяла на себя обеспечение безопасности Армении. Соглашение, под которым еще не высохли чернила, не возлагает на стороны дополнительных обязательств, Москва в рамках как двусторонних, так и многосторонних (Организации Договора о Коллективной Безопасности) договоров была и остается гарантом безопасности Армении. Пока никакого важного процесса в регионе и в мире, способного изменить это положение, не происходит, и вероятность этого мала.
Так что же изменилось? Подписанное соглашение одновременно является месседжем России Западу о том, что она ни на шаг не отступит от политики долговременного закрепления в регионе Южного Кавказа. В отличие от предшественника, администрация Обамы предпочитает проводить более осторожную политику в точках соприкосновения с интересами России и вслед за Восточной Европой проигрывает Кремлю Южный Кавказ. А Москва, успешно пользуясь «минутными» сомнениями США, укрепляет свои позиции в «горячих точках». Официально продлив свое военное присутствие в Армении еще на 35 лет, Россия доказывает западным политическим кругам, вынашивающим сценарии «вытеснения России из Южного Кавказа», что они (эти сценарии) являются утопией.
Одним из опасных моментов соглашения, безусловно, является то, что оно способствует нарушению военного баланса на Южном Кавказе. Этот документ также может дать ход процессу гонки вооружений в регионе. Естественно, нарушение военного баланса в регионе в пользу государства-агрессора не может не беспокоить другие государства, и как Азербайджан, так и Грузия (при непосредственной поддержке США) вынуждены будут для восстановления военного баланса увеличивать военные расходы. Российско-армянское соглашение также показывает, что Южно-Кавказский регион еще долгое время будет оставаться активным очагом конфликтов.
Подписанное в Ереване соглашение означает, что ситуация в урегулировании нагорно-карабахского конфликта еще долгое время будет оставаться неизменной. Обновляя союзнические отношения с государством–стороной, причем, агрессивной стороной конфликта, Россия еще раз подтверждает, что она не может занимать объективную позицию в решении проблемы. Это также сведет к нулю и без того уменьшившуюся веру в объективные посреднические возможности и стремления Минской группы. Как бы Россия ни брала на себя обязательства о том, что ее военные ресурсы в Армении не будут использованы против Азербайджана, это ни что иное, как пустые слова и заявления, которые не подтверждены никаким документом. С этой точки зрения российско-армянское военное союзничество еще долгие годы (до 2044 года) будут продолжать представлять угрозу интересам Азербайджана, особенно связанным с урегулированием нагорно-карабахского конфликта.
Что может изменить существующий в регионе этот «статус-кво», который, как ожидается, продлится еще долгие годы? В данном контексте присоединение Азербайджана к Организации договора о коллективной безопасности является одним из сценариев, который может рассматриваться в гипотетической плоскости. По идее подписанное в Ереване соглашение одновременно является месседжем приглашающим Азербайджан в Организацию договора о коллективной безопасности. Безусловно, с теоретической точки зрения представительство Азербайджана в этом военном блоке способно в корне изменить баланс политических сил в регионе. Существуют коренные аргументы неприсоединения официального Баку к ОДКБ – Азербайджан не может участвовать в сценарии совместного обеспечения безопасности Армении, которая продолжает держать под оккупацией часть его земель. Присоединение к ОДКБ возможно лишь после решения нагорно-карабахского вопроса, в случае, если Армения не будет представлять угрозу для Азербайджана. Может ли Россия, которая желает видеть Азербайджан в числе ОДКБ, взамен на это дать гарантию справедливого решения нагорно-карабахского конфликта? Вряд ли. Для России на первом плане стоят не интересы Азербайджана, Армении или Грузии, а собственные интересы. С этой точки зрения никого не должно удивлять, если в ближайшее время Россия, которая на фоне ослабленной позиции Запада в регионе предпринимает смелые шаги, в скором времени начнет проводить кампании различного давления на страны региона.
Как может быть нейтрализована угроза, представляемая для интересов Азербайджана союзничеством между Россией и Арменией? Возможно рассмотрение таких различных вариантов, как доведение отношений до уровня стратегического партнерства со странами, обладающими общими интересами, превращение во влиятельные политические ресурсы стратегической позиции и энергетических ресурсов страны. Одним из самых важных шагов было бы доведение отношения с соседними странами, прежде всего, с Грузией и Турцией до уровня реального стратегического партнерства (США-Великобритания, США-Израиль, Россия-Армения и др.). В этом контексте подписанное в ходе визита президента Турции Абдуллы Гюля в Азербайджан «Соглашение о стратегическом партнерстве и взаимной помощи между Турцией и Азербайджаном» имеет важное значение. Подобного рода соглашения, узаконивающие стратегическое партнерство, возлагают на государства-участники в любом вопросе обязанность выступления с единой позиции, отказ от ведения политики, противоречащей интересам друг друга.
Всем известно, что время от времени в азербайджано-турецких отношениях наблюдаются проблемы, основной источник которых принуждение Турции под давлением Запада вести политику сближения с Арменией. Уже около двух лет одним из основных вопросов, охвативших повестку обеих стран, является вопрос открытия границ с Арменией. По идее Армения в данном вопросе представляет интересы России, на очередном этапе в вопросе открытия границ Ереван, узаконивший на самом высоком уровне свои партнерские отношения с Москвой, безусловно, увеличит давление на Анкару. Пока не известно, отступит ли Анкара от данного обещания «Границы с Арменией не будут открыты до тех пор, пока не решится нагорно-карабахский конфликт», столкнувшись с давлением со стороны США, Европы и России. Данные на официальном уровне последние обещания указывают на то, что Анкара находится в раздумье. Мнение о том, что в связи с учениями НАТО границы с Арменией будут временно открыты, по идее, преследует цель психологической подготовки общественности к открытию границ.
С теоретической точки зрения, открывая границы с Арменией, пусть даже на 10 дней, Турция отправляет месседж, как внутри страны, так и международной общественности. Власть в лице ПСР сторонникам открытия границ в своем электорате таким образом как бы обещает «Вот видите, несмотря на давление со стороны Азербайджана, я продемонстрировал, что смогу открыть границы, а после выборов этот вопрос полностью решится». Месседж же для США, Европы и России, по сути, не меняется: «Несмотря на давление изнутри, я показал, что способен открыть границы, для окончательного решения проблемы важно, чтобы вы надавили на Армению».
В отличие от прежнего периода у Турции есть новый аргумент – это подписанный с Азербайджаном договор о стратегическом партнерстве. Этот договор с политической точки зрения сводит на нет утверждения о том, что между открытием границ с Арменией и урегулированием нагорно-карабахского конфликта нет никакой связи. Узаконенное стратегическое союзничество означает взаимную защиту интересов. С этой точки зрения Турция, заявив, что открытие границ с Арменией противоречит интересам Азербайджана, который уже является официальным союзником, относительно нейтрализует давление на нее. Конечно, для этого и Анкара должна этим договором открытым текстом заявить о серьезном отношении к взятым на себя обязательствам. Как заявление Дмитрия Медведева в Ереване «Мы крайне серьезно относимся к обязательствам, взятым перед Арменией».
Итогом официальных визитов Дмитрия Медведева в Армению, Абдуллы Гюля в Азербайджан стало повторное узаконивание союзнических отношений между странами. Россия, обновив соглашение о продлении срока дислокации своей военной базы в Армении, Турция, подписав с Азербайджаном договор о стратегическом союзничестве и взаимной помощи, узаконили свои интересы в борьбе за Кавказ. На Южном Кавказе уже начался процесс поляризации, ускорят ли этот процесс подписанные в Ереване соглашения? Скоро мы найдем ответ и на этот вопрос.
Вюгар Масимоглу (АПА- Аналитика)
Просмотров: 335 | Добавил: Niavaran | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту


Архив
Друзья сайта
  • Azerbaijan
  • My Azerbaijan
  • ATC
  • Karabakh War
  • Karabakh Doc
  • Justice for Khojaly

  • MyAzerbaijan.ORG - Электронная библиотека по Азербайджану

    İRS-Наследие. Международный Азербайджанский Журнал

    Информационно-аналитический портал Www.Gulustan.Ws
    Copyright MyCorp © 2016